Воскресенье, 17 10 2021
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Станислав Монюшко: Адреса памяти

  • Среда, 17 февраля 2021 09:28

Две величины польской и белорусской культуры – Адам Мицкевич и Станислав Монюшко олицетворяют собой, творчеством своим, распростирающимся на просторы вечности, два бездонных родника чистейшей духовной, нравственной, просветительской, национальной  энергетики. Формирование их таланта начиналось в Беларуси. Творческие и жизненные дороги, разного рода устремления вывели их за физические, материальные границы родного края. Но и поляки, и белорусы чтят достигнутые, освоенные Поэтом и Композитором эстетические высоты.

… Как-то министерство информации Беларуси проводило традиционный «круглый стол» «Художественный перевод как путь друг к другу». Среди гостей были писатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ижевска, Сербии, Черногории, Польши… Один из литераторов – народный писатель Удмуртии Вячеслав Ар-Серги, почувствовав, что в официальных мероприятиях появляется пауза, попросил: «А нельзя ли показать места, связанные с творчеством Монюшки…» И вот мы вместе со смиловичским краеведом, директором местной школы Иваном Павловичем Ярошевичем – на месте фольварка Убель. Поэзию, прозу удмуртского литератора часто переводят не только на русский язык, но и на чешский, словацкий, польский, белорусский…Может быть, это и притягивает Вячеслава к культуре славянских народов. Признаться, не спрашивал. Не хотелось нарушать торжество, которым светились глаза человека, открывавшего Смиловичи, Убель, Дукору, Червень – древний Игумен, другие стежки-дорожки великого композитора. Вячеслав рассказывал о Монюшке то, что почерпнул из энциклопедий, а Иван Павлович, другие наши общественные помощники – о том местном почитании, которым из года в отношении Монюшки на Игуменщине, Червенщине укрепляется, приобретает новые черты и формы.

Еще в 1969 году в Озёрновской тогда восьмилетней школе был создан музей Станислава Монюшки. Тогда же открыли и мемориальную доску в честь земляка – на месте бывшего фольварка, где родился композитор. Напряженная поисковая работа, устремления и директора школы Василия Нестеровича как можно больше узнать о Монюшке превратили Озёрный, некогда славившийся разве что рыбными богатствами, Убель в место паломничества почитателей таланта польского композитора. У червенских краеведов появилось немало помощников, благодаря которым собирались всё новые и новые экспонаты. Среди других памяток – и книга композитора и историка музыки Витольда Рудзинского «Монюшко» с дарственной надписью автора. Открывая ее страницы, мы путешествуем и по адресам, связанным с жизнью и творчеством Монюшки. «В первой половине XIX века Монюшко владели в Минской губернии поместьями, некогда принадлежавшими князьям Огинским. Дед композитора, судья Станислав Монюшко, в молодости человек весьма бедный, с течением времени разбогател и сделался владельцем одного из самых крупных имений…  Его дети – шесть сыновей и четыре дочери – получили в наследство крупные усадьбы и значительные денежные средства.

В одной из этих усадеб, в Убеле, 5 мая 1819 года родился и провел свое раннее детство Станислав Монюшко. Местность, в которой была расположена усадьба, отличалась красивой, но несколько суровой природой…» Впитывая и существо природы, и народный фольклор белорусского края, Монюшко формировался как личность со своими убеждениями. Не случайной мне представляется и параллель Мицкевич – Монюшко… Еще в сентябре 1998 года среди докладов, сообщений международной конференции в Минске «Адам Мицкевич  и национальные культуры» было и такое представление деятелей культуры – «Адам Мицкевич и Станислав Монюшко как представители славянского романтизма». Екатерина Шестиловская высказала среди других мыслей и следующее наблюдение: «Жизненные пути Мицкевича и Монюшки никогда не пересекались. Даже неизвестно, слышал ли Мицкевич когда-либо музыку Монюшки и, вообще, знал ли о его существовании. Родившись в 1819 г., Монюшка принадлежал к более молодому поколению творцов, воспитанных на поэзии Мицкевича, хотя во время, когда поэт окончил свой жизненный путь, композитор уже достиг творческой зрелости. Среди сильнейших его юношеских впечатлений – знакомство со стихотворениями молодого Мицкевича и особенно с его поэмой «Паном Тадеуш». Не случайно первые песни, изданные во время учебы Монюшки в Берлине, были написаны на стихотворения великого польского поэта. К его текстам композитор обращался на протяжении всей жизни, иногда находясь в поиске других источников, но всегда возвращаясь. Более 20 песен..., кантаты «Призраки» и «Крымские сонеты», баллада для хора, солистов и оркестра «Госпожа Твардовская» - вот неполный перечень произведений Монюшки на тексты Мицкевича. Существует также мысль, о том, что одна из лучших опер композитора «Страшный двор» пронизана образностью и эстетикой «Пана Тадеуша»…

Пересказываю эти факты Вячеславу Ар-Серги и другим моим попутчикам. Вижу, как загораются глаза у гостя из Удмуртии. И уже сам Вячеслав начинает рассуждать о вечной связи настоящей поэзии и настоящей музыки, вспоминает и о влиянии Мицкевича на удмуртскую литературу, о том, что первым переводам стихотворений автора «Пана Тадеуша» на удмуртский скоро исполнится сто лет. Возвращаясь из Убели, Озёрного, обещаю показать гостям и другие адреса, связанные с жизнью Монюшки в Беларуси. Первое образование композитор получал в Смиловичах. С 1831 по 1837 годы композитор жил в Минске. Одно время – в доме Климкевича на углу Валовской и Доминиканской улиц. Затем – в известном доме Поляковой. Связанным и с другими историческими личностями XIX века…В Минске учился в гимназии. И первое музыкальное произведение Монюшко написал в Минске.

А потом были Вильно, Берлин, Варшава, Петербург, другие адреса… И главное – много произведений самых разных жанров, в каждое из которых, наверное, вкладывал композиторский гений и кусочек своей малой и большой Родины.

 

Алесь Карлюкевич

Прочитано 4865 раз