Воскресенье, 26 09 2021
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Зеркало народной мудрости. Поэзия Азербайджана. Ашыг Алескер

  • Пятница, 19 марта 2021 08:17

Поэзия азербайджанского народа имеет свою богатую тысячелетнюю историю.  На протяжении многих веков озаны-ашыги, называвшиеся в свое время шаманами, варсагами, озанами, йаншагами, оставили неизгладимый след в истории развития общественно-художественной мысли нашего народа.

На Востоке, и в частности в древнем Азербайджане, было широко распространено искусство озанов, сочинивших не только бесчисленное количество огузнаме (огузских песен), но и создавших такой величественный памятник литературы, как «Китаби Деде Коркуд» («Книга моего деда Коркута»).

Слово «ашыг», как имя-титул, стало употребляться с XII века. Ашыгская поэзия, впитав богатые традиции народного творчества, соединила в себе несколько разновидностей жанров литературы и искусства. Слагать стихи, сочинить к ним музыку, создать дастан, исполнять всё это в сопровождении саза, с мелодичными, совершенно неповторимыми интонациями, напевать, танцевать и уметь все это по традиции передать своему ученику (шагирду) – вот главное условие ашыгского мастерства.

Большие мастера (устады) саза и сказа стояли в одном ряду с классиками письменной литературы. В XVI-XVII веках такие известные ашыги, как Гурбани, Мискин Абдал, Ванлы Гёйчек, Гул Махмуд, Кёроглу, Караджаоглан, Ашыг Джинун, Ашыг Сары, Абдулла обогатили формы ашыгской поэзии, ввели новые средства выражения, сочинили сотни новых мелодий, создали десятки дастанов, воспроизводящих общественно-политическую обстановку, панораму человеческих взаимоотношений, подлинного героизма и любви.

Получило всенародное признание целое поколение ашыгов древних племен Аккоюнлу – ашыгская школа Гёйче, которая в лице Ашыга Алескера достигла своего апогея.

Ашыг Алескер Алмамед оглу родился в 1821 году в древней области Гёйче. Ашыгская среда, взрастившая Ашыга Алескера, до него воспитала таких именитых мастеров, как Ашыг Алы, Аг Ашыг, Ашыг Муса, Шаир Мамедгусейн, Алмамед (отец Алескера). Он создал большую школу, которую прошли многие поколения ашыгов – Ашыг Наджаф (Деликендли), Ашыг Алы (Деречичекли), Ашыг Асад, Ашыг Юсиф, Ашыг Микайыл, Ашыг Гияс, Ашыг Наги, Ашыг Гурбан, Ашыг Гасым, Ашыг Агаяр, Ашыг Иса, Ашыг Мустафа.

Ашыг Алескер обошел многие города и области – Карабах, Гянджу, Нахчыван, Иреван, Тифлис и Турцию, и везде своим мудрым словом в сопровождении саза завоевывал большое уважение. Многие его песни заучивались слушателями наизусть. В каких бы краях ни был народный поэт-сказитель, в душе он никогда не расставался с Гёйче. Ашыг Алескер, прожив на родной земле 105 лет, скончался в марте 1926 года.

 

 

 

***

Угодье зимой, загляденье весной,

А летом спасение – горы мои.

С гостями простились урочной порой,

Печальны осенние горы мои.

 

Мне тою, чьи щеки рубинов красней,

Назначена встреча у старых камней,

И стали теперь от мечтаний о ней

Еще драгоценнее горы мои.

 

Такое случается с каждым стрелком:

Отпустит косулю – вздыхает тайком.

Я в долгой разлуке, я в горе таком,

Что меркнут в сравнении горы мои.

 

 

***

По-своему любой из нас

          украсить жребий свой желает,

Святым становится один,

          богатым стать другой желает.

 

Один исполнил все мечты

          и все желанья утолил.

Другой дорогу отыскать

          к далекой дорогой желает.

 

Кто правду, как святыню, чтит

          и верит истово в нее,

А кто отпетый пустосвят,

          а кто красы шальной желает.

 

Один в горах, другой в морях,

          но у обоих цель одна –

Наинасущное добыть

          и первый, и второй желает.    

 

Привыкших к честному труду

          прокормят горы и моря.

Кто путь прямой увидит, тот

          покинуть путь кривой желает.

 

 

 

 

Понятен многим путь прямой,

          но только тем под силу он,

Кто ум и волю укрепил,

           кто жизни впрямь святой желает.

 

В конце концов мы все умрем

          и всё оставим на земле.

Тот жалок, кто нагреб добра

          и унести с собой желает.

 

Напомнить следует тому

          про пять аршинов полотна,

Кто, забывая ныне стыд,

          себе шелков с парчой желает.

 

Молельщик, хвастаться не смей,

          что обеспечен рай тебе –

Сиратом зыбким устрашен,

          крылатым стать любой желает.

 

Пусть не гордятся удальцы –

          от бога все удачи их,

Кто чтит всевышнего, тому

          почета люд простой желает.

 

Мой легконогий кипарис,

          приди, порадуй красотой,

Тебя увидеть Алескер,

          усталый и больной желает.     

 

 

***

В собрании мудрых я слово скажу,

Ни глупым, ни грубым то слово не будет.

У тех, кто из доброй и честной семьи,

Утрачена эта основа не будет.

 

Я правду скажу – устыдится злодей:

Не лезь к богатеям ты с дружбой своей,

Когда же беднеют – гнушаться не смей,

У искренних свойства иного не будет.

 

Кто помнит о небе в юдоли мирской,

Кто помнит о хлебе и соли людской,

Кто помнит о чести и доле мужской,

Людьми осуждаем сурово не будет.

 

А тот, кто горячкой стяжанья объят,

Останется жадным, хоть станет богат,

Из хижины выбьется в роскошь палат,

Но доброй душа у дурного не будет.

 

Мольбу, Алескер, обрати к небесам.

Не будет участливым выскочка-хам.

Оттуда уйди, где усобица, – там

Добру никому никакого не будет.

 

 

Перевод Владимира Кафарова

Прочитано 409 раз