Версия для печати

Оперное искусство Казахстана: новые творения на музыкальной арене

  • Среда, 10 февраля 2021 08:13

Известно, что интерес к музыкальному искусству Казахстана необычайно возрастает, в Республике интенсифицируется художественная жизнь: проходят фестивали, конкурсы искусств международной значимости, достижения казахстанских исполнителей признаны на мировом уровне, реализуются многочисленные проекты и программы, способствующие повышению духовно-образовательного и интеллектуально-культурного уровня общества. Все эти годы в программных документах Стратегии развития страны наравне с политическими и экономическими ставятся задачи сохранения культурного наследия, создания условий для формирования настоящего и будущего национальной культуры, духовного возрождения, как основополагающей платформы для становления и самоидентификации  нации [1].

Оперное искусство Казахстана на современном этапе испытывает своеобразный кризис, связанный с отсутствием произведений, отражающих историческую картину прошлого и успешно внедренных в слушательский обиход. Последним написанным оперным произведением, поставленным на сценах Казахстана стала  опера «Абылай хан»  Е.Рахмадиева. Необходимость новаторских шагов позволит дать толчок менее активно развивающемуся направлению, способному воздействовать на интеграцию Казахстана в мировое сообщество.

Опера «Аппак» известных отечественных композиторов, представителей среднего и молодого поколения  Серикжана Абдинурова и  Алиби Абдинурова послужило итогом плодотворного симбиоза в воплощении идеи выдающегося композитора  современности Е.Р. Рахмадиева, который неоднократно предлагал создание оперы Серикжану Абдинурову по  исторической драме Г. Мусрепова «Қыпшақ қызы – Аппақ» («Аппак, дочь кыпчакская»). Еркегали Рахмадиевичу  в свое время не удалось воплолить этот замысел в силу огромной занятости, все мы знаем как ответственно он выполнял обязанности ректора, затем Министра... Сам Серикжан Абдинуров по этому поводу делиться следующими мыслями: «в 2010 году  великий композитор Е.Р. Рахмадиев как завет, как наказ передал мне идею создания этого произведения. Ссылаясь на свою занятость он предложил выполнить эту миссию мне, поверив в мои силы, возможности. Он не раз повторял, что мне хватит таланта и усердия, профессионализма. Это было своеобразным экзаменом, достойным испытанием, в тоже время интересным, захватывающим творческим процессом.  На протяжении 10 лет мы с Алиби на основе сюжета исторической драмы Г. Мусрепова «Қыпшақ қызы – Аппақ» («Аппак, дочь кыпчакская») писали оперу. Этот нелегкий труд наконец-то увенчался определенным итогом, который, я надеюсь, по достоинству оценят профессионалы и ценители оперного искусства» [2].

Автор либретто – член Союза композиторов и писателей Тлеугазы Бейсембек. В процессе создания данного творения в качестве консультантов  свою лепту внесли Заслуженные деятели РК: К. Омаров, Д. Тленшиева, А. Жылтыркозов, Д. Хамзина, оперные режиссеры, ветераны театра.

Драматургия оперы представляет действие состоящее из 3 актов, 5 картин. Длительность по времени 1 час, 50 минут. Композиторы  С. и А.Абдинуровы обратились к произведению выдающегося писателя Г.Мусрепова – исторической драме «Аппак, дочь кыпчакская», написанной в стихах  в 1984 году. Содержание опирается на исторический сюжет XII века, повествующего о девушке по имени Аппак рода Кипчак, попавшей в плен к акиму Дербента и подаренной придворному поэту Низами Генжауи. Ставшая Музой Великого Низами, автора выдающихся лирических эпосов «Пять звезд Востока», «Лайли-Меджнун», «Хамсе», «Хасров-Шырын», она была воспета во вступлении к этим шедеврам. На этих знаменитых поэмах вырос и великий Абай.

 В основе сюжета этой пьесы – встреча великого азербайджанского поэта, который вошёл в историю мировой литературы под именем Низами, и 17-летней кыпчакской девушки Аппак. Из исторических источников известно, что во имя одной из войн Аппак оказалась в плену у персов, попала в качестве рабыни в гарем султана и проявила отчаянное мужество в борьбе за своё человеческое достоинство, после чего и была подарена султаном уже известному тогда 30-летнему поэту. Низами и Аппак горячо полюбили друг друга, и кыпчакская девушка-пленница стала верной и преданной женой великого Низами.

«Аппақ» – это первое оперное произведение С.Абдинурова и обращение к этому жанру является  поистине важным событием  для казахского музыкально-сценического жанра. Выбор исторического контекста  свидетельствует о необходимости и важности появления подобных произведений в современном социуме и обращение композиторов к представленному жанру обоснован возрождением и необходимой пропагандой духовно-культурного наследия тюркского ареала [3-4].

Известный композитор, Министр культуры и спорта РК  А.Р. Райымкулова поддержав коллегу, выразила инициативу, предложив художественному Совету Министерства дать оценку новому оперному сочинению.  Произведение было особо отмечено, так как профессионализм этих композиторов имеет высокий уровень, а популярность их творчества в отечественной композиторской и слушательской среде неоспорима.

Это оперное полотно получило высокую оценку и стенах Казахской национальной консерватории им.Курмангазы (Республика Казахстан, г. Алматы). Заседание комиссии прошло 12.11.20 при участии: проректора по научно-творческой деятельности и международному сотрудничеству КНК им.Курмангазы Бегембетовой Г.З.; проректора по учебной и учебно-методической работе Әбдірахман Г.Б.; декана факультета музыковедения, арт-менеджмента и социально-гуманитарных дисциплин Мусагуловой Г.Ж.; декана факультета вокала, дирижирования и музыкального образования Нусуповой А.С.; зав. кафедрой дирижирования, профессора (ВАК), народного артиста РК Жаманбаева Б.А.; доцента кафедры дирижирования Ясоновой Л.И.; членов кафедры музыковедения и композиции – Заслуженного деятеля РК, профессора Дальденбай Б.А., доцента Умирова Е.К.; профессора, канд.пед.наук Оспановой Т.У., старшего преподавателя, магистра искусствоведческих наук Тулькубаевой Ж.Ж.

Члены комиссии высказали пожелание проводить прослушивание–концерт подготовленных отдельных номеров оперы (вокальных, хоровых, инструментальных), как это было принято в традиционной практике художественных советов.

В целом, положительно оценив представленную оперу С. и А.Абдинуровых глубоко компетентной комиссией был отмечен огромный труд и творческий подход авторов к созданию исторического оперного полотна.

Известные в Республике исполнители и музыковеды отметили многие положительные стороны творения. В частности, вокальные партии, которые явились удачными номерами оперы, отличаясь тщательностью, аккуратностью в плане использования тесситуры, регистра, диапазона, продуманностью в использовании тональностей и звуковысотного положения. По их компетентному мнению представлены почти все вокальные формы – арии, ариозо, каватина, песня, вокализ, дуэты, трио, квартет, хор. В области оркестровки чувствуется хорошее владение композиторами тембральной окраски, тесситуры. Следует подчеркнуть органику оркестровых эпизодов оперы, в частности, танцевальные номера (например, «Жиырма бес»), а также целостность и законченность общего оркестрового плана, в котором экономятся регистры, тембры, продумывается степень динамизации и координации оркестровых партий. Для кульминационных моментов привлекается максимум средств. Отмечая такие удачные фрагменты, как прекрасный медленный кюй в 27 цифре ІІІ акта, где великолепно использованы возможности альтов, или вокальные номера, написанные в куплетной форме, мужское трио, написанное с великолепным знанием вокала, тесситуры, диапазона, убеждаешься в глубочайшем знании вокальных возможностей мужских голосов.

Интересны мысли исследователя в области оперного искусства кандидата педагогических наук, профессора Оспановой Т.У., которая указывает на то, что кроме интересной оркестровки, импонирует современный подход к гармоническим функциональным отношениям, опора композиторов на разнообразные техники (использование секвенцаккордов, ожидаемые последовательности в секвенционных способах развития), красочные тональные сдвиги, сопоставление и использование как казахского музыкального фольклора, так и восточного колорита, что способствует движению всей фактуры и развитию оперы. Выдержана лейтмотивная система (тема кыпшаков, тема любви Аппак и Низами), интонационные арки, объединяющие всю оперу. Гармонический язык отдельных вокальных и хоровых партий выделяются ладовой переменностью, неожиданными тональными соотношениями, политональностью [5].

Главной героине – Аппак – посвящены два вокальных номера (вокализ в 1 действии, 2 картине и ария во 2-ом действии), не считая дуэтов (Махрибан и Аппак, Дарий – Аппак в 1 и 2 действиях, Низами-Аппак в 3 действии, где звучит и его ария как одного из главных героев), трио (Махрибан-Аппак-Дарий), квартетов (Аппак-Мехрибан-Дарий-Шараф).  Вокализ отличается красивой, широкой, певучей кантиленной мелодией, чувствуется органическая взаимосвязь с оркестровой партией. Композитор мастерски использует сочетание полифонических и гомофонно-гармонических средств письма. На протяжении всего вокализа сохраняется основной ритмический рисунок в мелодии – сочетание триолей с последующим движением к опорным тонам. Несмотря на сдерживаемую внутреннюю экспрессию и напряжение, скрытых во внешней красивой мелодии, заканчивается вокализ неожиданно скачком на высокую ноту, подчеркивающей как бы всплеск внутренних чувств наружу. 

Как утверждает старший преподаватель кафедры музыковедения и композиции, магистр искусствоведческих наук Тулькубаева  Ж.Ж. «В опере отражены особенности казахской мелодики в лице Аппак и «персидской» музыкальной интонации в лице других героев. Так, ария Аппак звучит во 2-м действии и в отличии от номеров с «восточным» колоритом (ариозо Дария, восточный танец и т.д.) здесь выделяется диатоничность вокальной партии, сочетание последовательного движения ступеней с восходящими скачками на ч.4., протяженные ноты в конце фраз, подчеркивающие «кыпшакское» происхождение героини. Широкий напевный казахский мелос органично сливается с приемами современного композиторского языка» [5].

В восточном танце или ариозо Дария колорит другой культуры показывается через использование ходов на увеличенную секунду, отклонение в тональность ІІ низкой ступени, использование ІІ низкой ступени, гармонического минора в верхнем тетрахорде и повышенная ІV ступень в нижнем.Также интересно, когда с целью передачи характера героя, в ариозо Дария определенную роль выполняет аккомпанемент, своеобразно дополняющий характеристику героя.

Важное место в опере занимают массовые сцены, ансамбли, где четко проявляется вокально-хоровой стиль письма композитора, отличающийся эмоциональной наполненностью, продуманностью в голосоведении, динамике и фактуре.

Таким образом в процессе создания оперы авторами были выбраны многочисленные приемы современной композиторской техники, направленные на раскрытие атмосферы Востока, а образ главной героини, в честь которой названо сочинение изобилует палитрой красок при образной характеристики тюркской женщины. В ее чертах сосредоточены нежность и грация, послушание и кротость, а также контрастные черты – мужество, верность в любви, в некоторой степени, даже и героизм. В памяти всплывают параллели с мировыми шедеврами. В этом смысле уместно упомянуть  такие оперные произведения как «Ярославна» Б. Тищенко, «Травиата» Дж. Верди, «Манон» Дж. Пуччини и другие.

Авторы планируют в 2022 г. на сцене театра «Астана-Опера» (г.Нур-Султан) приурочить постановку новой оперы к 120 летнему юбилею выдающегося  казахского писателя Г. Мусрепова.

Список использованной литературы:

  1. Назарбаев Н.А. Из выступления на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: один народ – одна страна – одна судьба», 24.04.2013.
  2. Интервью кандидата искусствоведения, профессора Мусагуловой Г.Ж. с отечественным композитором С.Абдинуровым от 28.10.2020.
  3. Назарбаев Н.А. («Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»). //Егемен Қазақстан, от 12.04.2017.
  4. Назарбаев Н.А. Семь граней Великой степи. //Егемен Қазақстан 21 ноября 2018.
  5. Заседание по обсуждению оперы С. и А. Абдинуровых «Аппак – дочь кипчакская» в Казахской национальной консерватории им.Курмангазы (Республика Казахстан, г. Алматы) от 12.11.20.

Мусагулова Г.Ж.

кандидат искусствоведения,                                                                                     

профессор  

Казахской национальной

консерватории им. Курмангазы

Член союза композиторов РК

Академик МАИН

Прочитано 3505 раз