Воскресенье, 09 05 2021
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Литературная биография края: Любча – Щорсы

  • Понедельник, 01 февраля 2021 12:10

Любча и Щорсы… Два примечательных, новогрудских, гродненских адреса, которые не могут не привлекать внимание туристов, всех, кто стремится к самостоятельным открытиям. Если взглянуть на карту современного Новогрудского района, то путешествие в сегодняшний городской поселок и древнюю деревню можно совместить в один маршрут. Из райцентра выехать в сторону Негневич и через Лозки попасть в Щорсы. А   потом открыть старинную усадьбу, осознать, кем же были и остаются в истории Беларуси представители рода Хрептовичией, и в особенности Иоахим Литавор, и через те же Лозки рвануть в Любчу…

Маршрут не очень длинный. Но если у нас в экскурсоводах будет новогрудский краевед, директор Дома-музея Адама Мицкевича Николай Гайба, сразу замечу: отправляться в путешествие даже весной или летом следует засветло. Николай – рассказчик замечательный. Тем более, что он является автором книги, посвященной классику польской и белорусской литературы Адаму Мицкевичу и его новогрудским корням. Да и о Щорсах, Любче рассказывать есть что.

Щорсы рождением своим принадлежат к середине XV столетия. Называлось тогда поселение Щерсы. В местной церкви хранилась древняя икона Дмитрия Салунского. В середине XVIII столетия деревянная униатская церковь сгорела. На ее месте построили новую. Строительством руководил французский архитектор Я. Габриэль. Церковь Дмитрия, как и дворец в Щорсах, присутствуют на многих открытках начала XX века. Дворец создавался в 1770-1776 гг., когда имение принадлежало графу И.Л. Хрептовичу. В оформлении интерьера были использованы картины художника Ю. Карчевского.

‒ Кроме архитектурных красот, ландшафтных примечательностей, усадьба в Щорсах, ‒ рассказывает Николай Гайба, ‒ это история легендарной библиотеки. Документы, свидетельства очевидцев уточняют, что было в ней около 10 тысяч книг, древних манускриптов, географических карт. На берегу пруда И.Л. Хрептович построил специальное здание для библиотеки. В разные времена в архиве и книжном собрании Хрептовичей работали поэты Я. Чечот, В. Сырокомля, астроном М. Почобут-Одленицкий… В Щорсах в 1819 и 1820 годах жил Адам Мицкевич. В 1914 году значительную часть библиотеки наследники Хрептовичей передали в Киевский университет.

На грустной ноте, в рассуждениях о ценностях, ушедших из края,  мы покидаем Щорсы. И двигаемся в Любчу. Городской поселок, совсем недавно, если о времени судить категориями исторической вечности, был даже центром отдельного района. Но и эта административная слава – в прошлом. В 1996 году Любча принимала у себя гостей Дня белорусской письменности. Один из замечательных режиссеров массовых празднеств фольклорист и этнограф Микола Макарцов (к великому сожалению, и он уже ушел из жизни) немало «битв» тогда воссоздал на месте древнего замка. Уже многие годы местные энтузиасты пытаются восстановить в Любче особую историко-культурную атмосферу. Тем более, что основа для этого есть. Внимание туристов привлекают не только ландшафтные достопримечательности парка, но и въездная башня.

‒ Места эти связаны со многими деятелями культуры, искусства, ‒ рассказывает Николай Гайба. ‒ В местной школе есть замечательный музей. Основы любчанского краеведения заложил замечательный исследователь  Михаил Витмер. Затем его традиции продолжил Михаил Карпович…В местечке родился замечательный художник Николай Васильевич Дучиц. Среди его работ – пейзажи, натюрморты, графические листы «Нёман», «У Нёмана», «Пейзаж Новогрудчины»… Из Любчи родом – поэт, прозаик, переводчик, критик Павел Каравайчик. Работал на медицинском факультете БГУ. В 1931 году арестовали, выслали в Чувашию…В местной школе учился будущий польский литератор и переводчик Чеслав Сенюх, который немало сделал для пропаганды белорусской литературы в Польше.

Отдельная тема для разговора об историческом прошлом Любчи – судьба Николая Набокова. Да, именно здесь, в местечке, имевшем в глубокой старине даже два герба, родился двоюродный брат автора «Лолиты» Владимира Набокова – Николай Дмитриевич Набоков, американский и русский композитор. Как дотошный исследователь, Николай Гайба предлагает родство писателя и композитора уточнить документально и озвучивает следующую цитату: «Николай Набоков – тех же корней, что и его брат-писатель. У них общий дед Дмитрий Николаевич – министр юстиции в царствование Александра ІІ и Александра ІІІ; общая бабушка – Мария Фердинандовна, урожденная Корф. Отцом будущего композитора был Дмитрий Дмитриевич Набоков, женившийся на Лидии Эдуардовне Фальц-Фейн, в чьей усадьбе Любча, близ Новогрудка Минской губернии, прошла половина детских лет Николая. Родители скоро разошлись, и воспитывать мальчика матери помогал отчим Николай Федорович фон Пойкер (дядя Коля), соседский помещик, в имение Покровское к которому Николай с трехлетнего возраста приезжал, как домой. Именно в Покровском он и пристрастился к музицированию на старом угловом рояле. Рояль был непрост: его, по преданию, благословил сам Чайковский. В 1911 году восьмилетнего Николая Набокова привезли в Петербург, где он время от времени стал видеться со своим отцом Дмитрием Дмитриевичем…»

Если со временем туристов в Любче будут встречать музыкой Николая Набокова, то, наверное, организаторы экскурсий придумают и оригинальный ход, чтобы рассказать о другой замечательной уроженке поселения. Здесь родилась София Ходаш. Теперь в мире ее знают как Софию Гройсман – одну из руководительниц американской парфюмерной компании IFF. Экономическая статистика свидетельствует, что придуманные нашей землячкой духи «Трезор» по количеству продаж превзошли «Шанель N5». Среди персональных клиентов Софии Гройсман – жены президентов США, звезды эстрады и другие именитые любительницы изысканных ароматов.

…Мы покидаем Любчу, местечко, где в начале двадцатого века работала обычная по тем временам церковно-приходская школа. Были тогда в поселении два лимонадных завода, трактир, пивная лавка, две корчмы…Из той, прежней, музыки, из более близких к нам ароматов старины хотелось бы сохранить и развить трепетное уважение к исторической памяти. А чтобы это случилось, следует, вероятно, помнить и композитора Набокова, и переводчика Сенюха, и парфюмера Софию Гройсман…Иначе, кто мы без исторической памяти?!.

 

Алесь Карлюкевич

Иллюстрация: Любча. Ю. Пешка, начало XIX века

Прочитано 1121 раз