Понедельник, 02 08 2021
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

К 115-летию Ахмета Жубанова

В апреле 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения Ахмета Куановича Жубанова – академика Академии наук Казахской ССР, доктора искусствоведения, профессора, Народного артиста Казахской ССР, лауреата премии имени Чокана Валиханова I и II степени АН Казахской ССР, лауреата Государственной премии Казахской ССР.

 

Многочисленные и разножанровые издания 2006 и 2016 годов, соответствовавшие статусу мероприятий, проведенных в год 100-летнего и 110-летнего юбилеев, теперь уже внедренные в научный и в учебно-образовательный обиход, убеждают: не все отражено адекватно и в должной мере.

А. Жубанов, Г. Столяров, Л. Хамиди (1940-е годы)

Многогранная деятельность А.К. Жубанова (1906-1968), как известно, разворачивалась в условиях, сопряженных с мощными сдвигами в общественном сознании, с кардинальными изменениями в развитии национальной культуры и традиционного музыкального искусства. Острохарактерная для таких периодов потребность в духовно-творческой рефлексии, потребность в личности, готовой освоить и постичь реальный смысл и логику художественно-исторического процесса, оказалась реализована в ней убедительно и ярко.

Этой эпохой в сложной гамме ее социально-политических, идеологических и многих других факторов А.К. Жубанову было предопределено в полной мере проявить свой универсализм. Ведь наряду с уникальной предрасположенностью к различным видам творчества, дополненным востребованным объемом знаний и широтой кругозора, его отличало не только то качество мировоззрения, что характеризовалось способностью ощутить и воспринять доминирующее направление в развитии науки, искусства, духовной жизни вообще, но и глубокое погружение в разные сферы деятельности.

В выдающейся фигуре А.К. Жубанова действительно «счастливо сочетались ярко творческое дарование и широкая эрудиция, тонкий, прозорливый ум и дерзновенная воля, удивительная наблюдательность» и «умение видеть далекую, даже возвышенную, перспективу» (Е. Рахмадиев, 1976).

Скрещением генетической одаренности, целенаправленного труда, «попадания» во Время обусловлена феноменальная природа его личности, и непреложная задача современности – осознать художественный итог редчайшего «пересечения» столь плодотворных и редких слагаемых. Вместе с тем «Ахмета Жубанова недостаточно назвать просто талантливым композитором, отождествив мощь и глубину его натуры с одной, пусть наиважнейшей, областью нашей национальной культуры … у него уникальный талант – Жубанов экциклопедически талантлив» (А. Нурпеисов, 1966).

А.К. Жубанов – ученый, композитор, дирижер, педагог, публицист, музыкально-общественный деятель – широко представлен в работах казахстанских авторов, в том числе музыковедов – его современников и учеников. Но трудно не согласиться с неутешительным суждением: «все кажется, что он будто-таки не всецело осмыслен нами. Нет-нет, не из-за недостатка похвал и славословия, почета и признания.

А из-за того, что нет осмысления, нового взвешивания и повторной оценки жизни и служения (подчеркнуто мною. – А.К.) такой великой личности, как Ахмет Жубанов, в тесной взаимосвязи, во-первых, с истинным состоянием не только казахского искусства, но и всей казахской общественности той поры; во-вторых, с историческими и политическими условиями того времени; и, в-третьих, с истинным состоянием казахской культуры вообще и культурно-духовной среды» (М. Акдаулетулы, 2006).

Сегодня, как никогда ранее, необходимо правдивое и сугубо профессиональное освещение фактов его многожанровой творческой деятельности, необходимо снятие акцентов, в разное время расставленных безапелляционно и «окончательно». Это важно и для восстановления истины об истории культуры, и для столь же решительного преодоления рецидивов прошлого. По-прежнему актуальна задача создания в опоре на конкретные факты и документальные источники (а не только воспоминания друзей, близких и родственников) объективной, неотретушированной, биографии, где в полный голос было бы сказано не только о лаврах, которыми заслуженно был увенчан А.К.Жубанов, но и о драме, выпавшей на его долю. Вспомним акт «саморазоблачения», спровоцированный тяжестью обвинений и масштабом развернутой против него компании. Что должен был испытать художник, ученый, человек, столкнувшись с обвинениями в клевете и чудовищных извращениях, фальсификации истории культуры и дилетантстве, обвинениями, вынесенными на всенародное обсуждение и нашедшими поддержку у коллег. Перенести такое – крайне сложно, представить – действительно трудно, но вдуматься – безусловно необходимо.

С каждым десятилетием растет количество публикаций, посвященных А.К. Жубанову: высвечиваются отдельные грани его творческого наследия, предлагаются дополнительные подходы, но фактологическая составляющая, как и практика установления «прямолинейных» соответствий, оказывается в своей большей части без изменений. Между тем, и сегодня возможно привлечение нового материала: «затерявшегося» на страницах периодической печати – всесоюзной и республиканской или сохранившегося только в архивных фондах (подтверждением служит ниже приведенная заметка, опубликованная газетой «Комсомольская правда» в 1937 году).

Фундамент концептуально нового исследования должны составить научные и музыкально-критические публикации А.К. Жубанова разных лет, помогающие осознать плодотворность тех путей, которые были открыты им в композиторской и дирижерской практике, образовании и исполнительстве. Поэтому сегодня следует вновь обратиться к к его наследию, продолжить начатое Газизой Жубановой и, к сожалению, незавершенное издание его многочисленных рукописных работ.

 Своих исследователей ждут и музыкальные сочинения А.К. Жубанова: до сих пор очевидна оторванность современных методов музыковедческих исследований от творчества композитора, одного из авторов прославленных опер «Абай» и «Курмангазы».

Суперобложка клавира

Программа оперного спектакля

Бесспорно одно: немеркнущая актуальность личного вклада А.К. Жубанова, могучее воздействие его индивидуальности в сложном и противоречивом движении в будущее должны быть осмыслены и представлены в широком контексте судеб национальных традиций и художественной культуры в целом.

 

* * *

Ахмед Жубанов,

Заслуженный артист Казахской ССР, композитор-орденоносец

Песня над моей землей

На мою долю выпала честь быть первым казахом, получившим высшее музыкальное образование в Ленинградской консерватории. В 1933 г. я приступил к небывалому в Казахстане делу – созданию оркестра казахских народных инструментов. Сначала был создан маленький домбровый оркестр. Была начата работа над реконструкцией домбры, и домбра начала звучать как оркестровый инструмент. В 1934 г. оркестр был усилен. Музыкантов надо было учить и простой грамоте, и музыкальной одновременно. Мы играли народные песни, пробовали играть и классические произведения, но играли только по слуху.

К ХХ-летию Великой Социалистической революции казахский народ имеет свой национальный оркестр. Все 56 музыкантов теперь грамотны, знают ноты. На празднике мы будем выступать с большим репертуаром народных песен, будем сопровождать казахский хор (тоже новое большое достижение). Будем также исполнять произведения Шуберта, Римского-Корсакова и современных русских композиторов.

Я рад, что к великому празднику сумел закончить это большое дело. У оркестра богатейшие перспективы. Замечательные перспективы и у меня, как у композитора. Казахская народная музыка – неисчерпаемый источник для творчества. Ведь недаром в старинной сказке говорится, что однажды песня пролетела над землей, и там, где она летела низко, народы пели лучше. Но ниже всего песня летела над Казахстаном, и с тех пор казахи – первейшие певцы на свете.

Черпая из источника народной музыки, я работаю над созданием увертюр, сюит, песен. Оркестр уже начинает сопровождать отдельные драматические отрывки. Мы создаем нечто вроде пьес и концертов под аккомпанемент оркестра.

Советская власть дала мне высшее музыкальное образование. Я счастлив тем, что использую свои знания и способности на благо народа, участвую в величайшем и благороднейшем деле – в деле создания национальной по форме, социалистической по содержанию культуры одного из народов своей великой социалистической родины.

Комсомольская правда. 1937, 29 октября.

 

Юбилейные даты из жизни А.К. Жубанова

1936 –

Присвоено почетное звание Заслуженного артиста республики.

Награжден орденом «Знак Почета»

 

1946 –

Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Избран действительным членом АН Каз. ССР

 

1951 –

Защищена кандидатская диссертация «Народные песни Казахстана» Б.Г. Ерзаковича (науч. рук. – А.К. Жубанов).

 

1951 –

Опубликована статья: Жубанов А.К. «Мои серьезные ошибки в музыкальной науке» (на каз. яз.)

 

1956 –

Награжден медалью «За освоение целинных земель»

 

1961 –

Награжден орденом Ленина

 

1961 –

Опубликованы:

Курмангазы Сагырбаев. Кюйи. Сост. А.К. Жубанов.

Даулеткерей Шигаев. Кюйи. Сост. А.К. Жубанов.

 

1966 –

Защищены кандидатские диссертации (науч. рук. – А.К. Жубанов):

«Песенное творчество Абая Кунанбаева» Г. Бисеновой;

«Казахский государственный оркестр народных инструментов им. Курмангазы:

музыкально-историческое исследование» Б. Гизатовым;

«Народный артист СССР Муратбек Рускулов» Д. Иманкуловым.

 

1966 –

Опубликованы книги:

Аравин П. Ахмет Жубанов. Очерк творческой жизни; Жумалиев К. Ахмет Жубанов: (Жизнь и творчество композитора); Рсалдин Ж. Ахмет Жубанов.

Ерзакович Б. Песенная культура казахского народа. Музыкальное исследование (под ред. А.К. Жубанова).

 

1966 –

Издан клавир:

Жубанов А., Хамиди Л. Абай. Опера в 4-х действиях, 5-ти картинах. Либретто лауреата Государственной и Ленинской премий М. Ауэзова.

 

1971 –

Опубликованы:

Мауленов С. Воспоминания об А. Жубанове; Темирбекова А. Ожививший струны столетий.

 

1976 –

Присуждена премия им. Ч. Валиханова ІІ степени АН Каз.ССР за книгу «Музыка советского Казахстана (Исторический очерк)» (соавторы – М. Ахметова и Б. Ерзакович).

 

1976 –

Опубликован сборник:

Жубанов А.К. Путешествие по песням и кюйям. Сост. Г.А. Жубанова.

 

Омарова Аклима – к. иск., доц., ведущий научный сотрудник Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова (г. Алматы).

Прочитано 2972 раз