Четверг, 13 05 2021
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Институт Мальдиса

В сравнении с многими странами народов Европы, Азии, мы, белорусы, не так уж и богаты в культурном отношении. И нечего здесь спорить или проливать слезы. Продуктивнее — определить дальнейшие пути развития и идти вперед, усваивать новое, укреплять добытое и осмысленное предшественниками. На великое белорусское счастье, есть у нас личности, стоящие особняком.

Мальдис Адам Иосифович — из таких духовных богатырей, чей талант и уникальное трудолюбие, чья харизматичная энергетика помогали белорусской науке и культуре сделать очередной шаг вперед.

А путь ученого был непростым, как и у многих его сверстников. Родился он в деревне Рассолы — нынешний Островецкий район. В школу пошел только в 1945-м, имея за плечами уже 13 лет. Правда, сразу в 5-й класс. До сей поры с помощью отца, простого крестьянина Осипа Людвиковича, занимался самообразованием. Закончив в 1951 году Островецкую среднюю школу, Адам поступил на отделение журналистики Белорусского государственного университета.

Уже в студенческие времена начал выступать в печати с рецензиями. Сам Адам Иосифович началом своей профессиональной литературной деятельности считает рецензию на роман Пилипа Пестрака «Сустрэнемся на барыкадах» — «Недостатки хорошего произведения», опубликованную в газете «Літаратура і мастацтва» 1 сентября 1954 года. Уже само название говорит о попытке сказать правдивое слово.

С этих — середины 1950-х годов — публикаций и начинается Адам Мальдис как исследователь.

Три года в районной газете в Радошковичах также многое привнесли в жизнь, в самосознание будущего ученого. Во-первых, опыт ответственного секретаря пускай себе и небольшой по объему газеты — это опыт организационного характера, что в начале жизни чрезвычайно существенно. Во-вторых, работать выпало на Молодечненщине, богатой традициями и культурой. Какое из молодечненских селений ни возьми — всюду «культурные гнезда»!

Затем — аспирантура Института литературы имени Янки Купалы.

С 1963 года, когда Адам Мальдис защитил кандидатскую диссертацию, — научное старательство в Академии наук: младший, старший научный сотрудник, заведующий сектором взаимосвязей литературы, а с 1981-го — заведующий отделом белорусской дооктябрьской литературы. Докторскую — «Закономерности развития белорусской литературы переходного периода (Вторая половина XVII—XVIII вв.)» — защитил в 1986 году. Все, как говорят, по плану.

Возможно, впереди должны были быть и членство в Академии наук, и действительного академика чин… Но уже с самого начала пути стало видно, что приоритеты, избранные Мальдисом, направлены в сторону иных ценностей. Не конъюнктурные были это приоритеты… И не было необходимости декларировать свою цель, она оказалась на виду: Мальдис «собирает Беларусь».

Поэтому со временем и пришел к созданию Национального научно-исследовательского центра имени Франциска Скорины, поэтому и вел по непростому общественному, жизненному течению этот «корабль надежд» аж семь лет (!).

К сожалению, вскоре корабль прибился к берегу, не оставив никаких надежд, что в таком масштабе снова кто-то в ближайшие годы осмелится на собирание белорусики в культуре, искусстве, просвещении. Да и следов сейчас того движения, того пути становится все меньше…

…Уже первая книга Адама Мальдиса — «Творческое побратимство: Белорусско-польские литературные взаимосвязи в ХІХ веке» (Минск, 1966 год) — вызвала большой интерес. Появились рецензии в журнале «Полымя», газетах «Літаратура і мастацтва», «Чырвоная змена», а также в «Советском славяноведении», белостокской «Ніве»… И авторы не случайные: Владимир Казберук, Микола Прошкович, Степан Миско!.. И уже тогда было понятно, что только литературных интересов Адаму Мальдису мало. Ученый внимательно следит за всем, что связано с наследием уроженцев Беларуси, сам участвует в открытии забытых имен наших соотечественников. Ученый-литературовед становится культурологом, историком отечественной культуры.

…1967 год. В журнале «Полымя» выходит рецензия Адама Мальдиса на книгу переводов поэзии Владислава Сырокомли на белорусский язык. На страницах «Маладосці» ученый рассказывает об Игнатии Домейко. «Літаратура і мастацтва» помещает статью «Пионер белорусской фольклористики» — к 120-летию со дня смерти легендарного Яна Чечота. В этой же газете — рецензия на книгу исследователя Казахстана, Центральной Азии Адольфа Янушкевича «Дневники и письма из путешествия по казахским степям», изданную в 1966 году в Алма-Ате. Адам Мальдис стремился видеть все, что связывало Беларусь с миром.

Внимание к судьбам наших соотечественников через некоторое время вылилось в многие и многие публикации. А еще пришла и новая тема — свидетельства, мемуарные источники о нашем Отечестве из уст путешественников разных эпох. Так родилась книга «Дороги вели через Беларусь», которую Адам Иосифович написал в соавторстве с Валентином Петровичем Грицкевичем. Рядом с ней стоит и труд «Беларусь в зеркале мемуарной литературы XVIII века».

С 1980-го по 1990 год ученый издал восемь книг. И на этот же период приходится защита докторской диссертации. Тогда же инициируется работа над многотомным справочником «Белорусские писатели» (шесть томов его увидели свет в 1992—1996 гг.) К сожалению, эти тома не получили достойной государственной награды. По своему значению работа эта как никакая другая достойна Государственной премии. Между тем, внимание Мальдиса к белорусской библиографии — тема для особого разговора, которую давно пора вести в университетских аудиториях. А что касается краеведческой библиографии, то сделанное, найденное, подсказанное ученым стоит еще не одной докторской мантии… И из года в год — множество публикаций в периодической печати. Мальдисовские 1980-е годы мне видятся самыми напряженными. Следующее десятилетие должно было стать еще более насыщенным, и соответственно, более продуктивным. Но книг стало меньше… Мальдис стал организатором в науке, в культурологических проектах, стал руководителем, инициатором работы и плодотворной деятельности коллективов многих других старателей. И у меня, признаться, к такому проявлению его творческой биографии двойственное отношение.

С одной стороны, замечательно: и в Скориновском центре, и в комиссии Белорусского фонда культуры «Возвращение», и в Международной ассоциации белорусистов Адам Иосифович — личность незаменимая. Но представьте себе, каких усилий стоили все эти первые роли! Да, другая сторона моего отношения, извините, критическая: Адам Иосифович за эти годы мог бы написать еще не одну книгу, поработать на увеличение собственного творческого актива… Но, наверно, в том и исключительность личности такого масштаба, что она сама определяет приоритеты, сама устанавливает цену и оценку сделанному.

…Несколько лет назад я прочитал у Дмитрия Лихачева: «Есть большая разница между экологией природы и экологией культуры, и довольно принципиальная. До определенной межи потери в природе возобновляются… Иначе складывается дело с памятниками культуры. Их потеря невозвратима, потому что памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно… Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «моральной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей родине, любовь должна быть действенной. А для этого нужны знания, и не только краеведческие, а и более глубокие, которые можно объединить в особенную научную дисциплину — экологию культуры».

Вот и мне литературовед, историк культуры Адам Иосифович Мальдис видится настоящим «экологом культуры». Его работа по сохранению памятников отечественной культуры просто уникальна по многогранности. Выступления на заседаниях комиссии «Возвращение» Белорусского фонда культуры, многочисленные инициативы, обращенные к министерствам, к правительству страны, а еще и формирование общественного мнения в этом направлении, выступления в печати, подготовка и издание сборников «Возвращение» — все это фундамент к сегодняшним и завтрашним достижениям. И начиная с середины 1980 годов, многие статьи Адама Мальдиса как раз и были направлены на решение этих проблем: в «Голасе Радзімы» — «Программа комиссии «Возвращение». В журнале «Памятники истории и культуры Беларуси» — «Возвращение», в правительственной газете «Республика» — «А что в хранилищах России?» (о духовных и материальных ценностях, которые находятся в архивах, музеях и библиотеках России). И там же — «Куда исчезли могилевские коллекции?» (о том, что случилось во время Великой Отечественной войны с ценностями, которые хранились в Могилевском областном государственном историческом музее). И опять в «Республике» — «Скарбы минского музея. Где они? Следы ведут в западном направлении» (о трагической судьбе коллекции Минского историко-художественного музея). Название и подзаголовок одной из статей Адама Мальдиса говорит и о позиции автора в сложном вопросе реституции — «Потеряно. Но есть надежда…» (о возвращении и совместном использовании духовных и материальных ценностей, которые находятся у наших соседей). Ученый не раз озвучивал свою позицию именно таким образом: надо знать, где и что белорусское находится, и если невозможно вернуть, то надо хотя бы ввести в обиход белорусской национальной культуры, истории информационно, через описание, копирование, каталоги и т. д.

В этом прежде всего и проявляется глубина научного таланта Адама Мальдиса — его представление о просторах белорусской культуры, его, основанное на огромном багаже знаний, убеждение в исключительности, ценности национального, его роли в формировании духовных приоритетов. Фактически Мальдис работает за целый институт.

И это не просто образ. Сегодня уже не пересчитать тех ученых, журналистов, литераторов, которые пользовались и пользуются его щедрыми консультациями и советами.

Адам Иосифович во все годы был и остается Краеведом с большой буквы. Родом с Островетчины, он всегда помнит о ней, и его всегда притягивает к себе этот, казалось бы, небольшой уголок Родины. В 1977 году отдельным книжным изданием увидел свет очерк «Островетчина, край дорогой…». Книга вызвала широкий резонанс не только на Гродненщине. В «Літаратуры і мастацтве» рецензиями откликнулись на это издание такие неутомимые путешественники по родной стране, как Геннадий Кохановский и Евгений Сахута. На фоне многих книг и книжечек типа серии историко-экономических очерков о городах Беларуси «Литературно-краеведческое путешествие по Островетчине» оказалась ярким примером, как знакомить читателей с родной стороной, какие богатства можно найти буквально везде.

Порубежному белорусско-литовскому краю повезло: у него есть искренний и заботливый летописец, защитник исторических, культурных особенностей. Повезло и всей Беларуси — у нее в лице Адама Мальдиса есть неспокойный и настойчивый защитник родной культуры. И слава Богу, что плоды его достижений и сегодня востребованы.

Алесь КАРЛЮКЕВИЧ

Источник: Нёман

Фото А.Мальдиса с ресурса sputnik.by

Прочитано 9186 раз