Вторник, 11 05 2021
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Подляшье: Виртуальное путешествие по белорусским адресам  

  • Понедельник, 22 февраля 2021 13:41

Поскольку наше путешествие  исключительно виртуальное, пожалуй, каждый из читателей сам вправе выстраивать маршрут знакомства с Белостоком, его близкими и далекими окраинами, одним словом, с краем, издавна называвшимся Подляшьем. Северо-восток Польши, пограничные с Беларусью и Литвой земли. Соответственно – общая история, общие персонажи в ее судьбоносном характере. И не только с народом Беларуси, но и с народами Украины, России…

 Даже книжную культуру формировали личности, хорошо известные сегодня и в Минске, и в Москве. Пример – труды славянских первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Заблудове. Туда их пригласил гетман Григорий Александрович Ходкевич. В Заблудове 17 марта 1569 года увидело свет Учительное Евангелие. В сборнике «бесед» с толкованиями евангельских текстов было опубликовано и «Слово на Вознесение» Кириллы Туровского.  Кстати, исследователи утверждают, что это – вообще первое произведение древнерусского автора, сошедшее с печатного станка. В книге – только одна иллюстрация: герб Григория Ходкевича. Украшения – три заставки, шесть концовок и две буквицы-инициалы – отпечатаны с досок, с которыми Фёдоров уже работал в Москве. Еще одно заблудовское издание – Псалтырь с Часословцем. Работа над этим, как принято сейчас говорить, проектом завершилась 23 марта 1570 года.  В книге – уже две, каждая – на полную страницу, гравюры. Вскоре Иван Фёдоров (Пётр Мстиславец еще раньше открыл свою типографию в Вильно) ушел из Заблудова.  Причина – расстройство финансовых дел у вельможного гетмана. Ходкевич предлагал первопечатнику в награду за труды целую деревню. Но перспектива отказаться от любимого дела и стать земледельцем пришлась Федорову не по душе. Сегодняшнее Заблудово  с населением меньше трех тысяч человек называется городом и, наверное, если всматриваться в историю прежних веков, имеет для этого все основания.

Из одного города мы отправляемся в другой, всего лишь за восемнадцать километров, – в Белосток, столицу Подляского воеводства. Первым делом осмотрим Дворец Браницких, его еще называют Подляшским Версалем. Постройки середины XYIII века. Чтоб хоть немного понять, что же происходило в этих местах в те давние времена, вспомним исторического беллетриста Валентина Пикуля и его роман «Фаворит». Есть в нем одна глава – «Пане Коханы». Есть строчки о том, как люд, вельможный и не очень, кричал: «…о вольностях шляхетских:

– Речь Посполитая сильна раздорами!

Каждый магнат мечтал быть крулем, каждый закупал голоса шляхты, все копили ядра и порох. Сейчас была авторитетная «фамилия» Чарторыжских, а племянник их – Станислав Понятовский. Против них – грозный старец Ян Климентий Браницкий, гетман коронный, а племянница Браницкого – жена литовского воеводы Радзивилла. Именно тогда в моду и вошла поговорка:

– Круль – в Варшаве, Радзивилл – в Несвиже…» Этот самый коронный гетман Браницкий  и владел Белостоком, он и оставил потомкам в наследство  «подляшский Версаль», по роскоши не уступающий королевскому дворцу в Вилянуве.

Вас обязательно должны заинтересовать и другие достопримечательности, дошедшие до наших дней: церковь Марии Магдалины, построенная в 1758 году, городская ратуша, в которой нынче находится музей, собор Николая Чудотворца...

Не менее интересная история у Бельска-Подляского или Бельска-Подляшского. Второе название оказывается очень уместным, потому что город не сложно перепутать с Бяла-Подляской (но это уже – Люблинское воеводство, а не Подляское). Летописи утверждают, что город основан Ярославом Мудрым, впервые упоминается в Галицко-Волынской летописи под 1253 годом. Приблизительно в 1320 поселение вошло в состав Великого Княжества Литовского.  В 1495 году Бельск получил магдебургское право. Как и у Белостока и окрестных земель, был у города и период советской истории –  в 1939 году край присоединили к Белорусской ССР. Но в 1944 вновь возвратили Польше. В Бельске-Подляском родился  известный архитектор Иосиф Григорьевич Лангбард ( 1882 – 1951). Дом офицеров, здание Национальной Академии наук в Минске на проспекте Независимости, Дом правительства, Национальный театр опера и балета – все его, Лангбарда, творения.

В Бельске-Подляском в белорусском общеобразовательном лицее учился белорусский поэт, прозаик, историк белорусской и русской литературы Ян Чиквин (родился в деревне Дубичах Церковных в 1940). Первые произведения опубликовал в белорусской газете «Ніва», что много лет издается в Польше, долгие годы работал в Варшавском, а затем – в Белостокском университете. Автор книги об Афанасии Фете, изданной на польском языке. Являлся редактором журнала «Тэрмапілы». Частые авторы на его страницах – писатели из Беларуси, особенно – из Бреста. Ян Чиквин со многими из них переписывался, приглашает в гости на Белосточчину. Несколько лет назад готовил интервью с нашим подляшским сородичем. Много о чем шла речь, а в конце Ян Чиквин попросил передать читателям свое новое стихотворение – «Песні Гайнаўкі». Гайновка – есть такая деревня на Белосточчине, где во все века проживало немало белорусов. Одну строфу процитирую и сейчас: «Кожны сам сабе тут вялікі і слаўны./ Ў вясковым касцюме, як ў світцы турэмнай, / Дзяды, паддзядкі, казлы-рабацягі  ды фаўны/ Сыходзяць у пушчу, у лес, у дрэвы ціха-звычайна – / Над імі Гайнаўка ўсюды. І пеўневы крыкі – запевы».

Так что, помните, заглядывая  и в другие поселения Подляшья, Белосточчины,  к примеру, в тот же Тыкоцин или в пограничный с Брестом Тересполь (совсем рядом – через реку Западный Буг) : времена уходят, перемены во внешнем ландшафте бывают настолько разительными,  что без документальных свидетельств давние виды и представить себе нельзя. К счастью, природу, историко-культурный ландшафт многих мест запечатлели влюбленные в свой край мастера искусства. К счастью, сохранилось и немало другого визуального документального материала. Поэтому и виртуальное путешествие может принести радость многих встреч, даже, если многие – из других времен – действа и действующие лица «сыходзяць у пушчу, у лес, у дрэвы»…

 

Кирилл Ладутько

Прочитано 518 раз