Суббота, 08 05 2021
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Разговор о детстве с писателем Зауре Турехановой

В этот раз корреспондент посвятил беседу воспитанию детей, формированию в них личности, а также тому, что же стоит делать родителям для разностороннего развития их ребенка. 

- Начнем с фундаментального вопроса: что для Вас детская литература? Как Вы понимаете этот термин?

- В моей книге “Сердце нашей родины – прекрасная Астана” есть очень важная и полезная глава, которая называется “Астана – город, дружественный к детям”. Помимо всего прочего, в этой главе перечислены права детей, закрепленные Конвенцией ООН, а также само понятие “дети”. Ребенок – это человек от рождения до 18 лет. А это значит, что детская литература – это литература, предназначенная для людей данной возрастной категории. По возрасту, детская литература подразделяется на детскую и подростковую, у каждой также есть подкатегория. По жанру, согласно классификации Андерсена, литература делится на книги с картинками, традиционную, художественную, нехудожественную, поэзию, автобиографии. Как известно, книга – это инструмент просвещения, обучения и воспитания. Я с этим понятием вполне согласна, но здесь хотелось бы добавить, книга в целом и детская литература в частности, также является непревзойденным средством развития не только интеллекта, но и воображения. Именно воображение человека является двигателем прогресса. Как сказал Уолт Дисней: “Если ты умеешь мечтать, то ты можешь это воплотить”. А мечтать, воображать, представлять то, чего сейчас нет – это умение приходит только, если систематически читать книги. 

- Были ли в Вашем детстве книги, которые сформировали Вас как личность? 

- В детстве мама читала мне красочные книги-картинки. Мы вместе составляли рассказики и альтернативные истории на основе этих картинок. Обсуждали историю, заучивали маленькие стихотворения, которые я помню до сих пор. Как я узнала совершенно недавно из книги Джейсона Бугга “Рожденный читать”, этот метод называется интерактивное чтение. Оно повышает уровень IQ ребенка и помогает развитию памяти. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и смышленым, советую начинать чтение уже с самого рождения. Ведь дети начинают понимать слова, даже находясь в животе матери. 

В подростковом возрасте у меня был большой выбор книг: огромная частная библиотека дедушки Молдагали Биржанова, а также к моим услугам была детско-юношеская библиотека имени Бегалина. Я могла читать любые книги – как подростковые, так и взрослые. У меня не было никаких ограничений и запретов, я могла сделать свободный выбор в пользу той или иной книги, и такая свобода меня очень прельщала. Заядлым книголюбом я стала, начиная с 6-7 класса, тогда я читала все – от классики до фэнтези на казахском и русском языках, в старших классах стала приучать себя читать на английском. 

В русской классической литературе мне нравились произведения Александра Пушкина, Николая Гоголя, Льва Толстого, а в зарубежной литературе – Джека Лондона, Артура Конан Дойля, Роберта Ирвина Говарда. В особенности мы с двоюродным братом Гани, который разделял мою страсть к чтению, любили читать о приключениях Конана-варвара. После этих книг у меня открылось особое вдохновение, я стала писать свои собственные сочинения и рассказы в жанре фэнтези. Позже я переключилась на книги казахской литературы, которые были написаны сложным, но очень красивым казахским языком. Могу сказать, что прочитала я почти все книги в библиотеке дедушки на казахском, а они занимали большую часть всех полок. Среди книг, которые мне особенно запомнились могу назвать “Кочевники” Ильяса Есенберлина, “Жаушы” и “Гонец” Ануара Алимжанова (эти две книги я читала в сравнении), “Елім-ай” Софы Сматаева, “Ұшқан ұя” Бауыржана Момыш-улы и конечно же “Абай жолы” Мухтара Ауезова. Именно тогда я решила, что обязательно в будущем напишу свою книгу, основанную на казахской этнографии – так появился на свет мой дебютный роман в жанре фэнтези “Амина Туран в стране номадов”. 

Думаю, благодаря всем этим книгам, благодаря писателям из всех стран мира, как человек и как читатель, за свою жизнь мне удалось прожить сотни, а то и тысячи жизней в разных исторических периодах, в разных мирах, в разных ипостасях. И, как мне кажется, такой опыт сформировал меня как личность, как человека.

- А действительно ли книги воспитывают? Может, приведете реальные примеры для подтверждения своей позиции?

- Я хочу так ответить на ваш вопрос: несмотря на то, какие функции выполняют книги – обучают или развлекают, они всегда имеют воспитательную часть. Сегодня в детской литературе есть множество книг. К примеру, книги-картинки для самой младшей возрастной категории учат детей самому элементарному: как правильно вести себя в обществе, как заводить знакомства, как общаться с семьей и сверстниками, и даже как заботиться о себе (расчесываться, чистить зубы, мыть голову, принимать ванну). Книги для подростков интересны детям тем, что там приводятся примеры и проблемы подростковой жизни – переходный возраст, первая влюбленность, проблемы в семье и многое другое. Своим примером персонажи формируют представления подростков о жизни, о выборе и объясняют, как не попасть на кривую дорожку. 

Вы наверное замечали, что в книгах также есть яркие мыслеформы, которые писатель зачастую берет из реальной жизни, из своего опыта и которые запечатлеваются в умах читателей. Эти мыслеформы читатель бессознательно применяет затем в своей жизни. В моей жизни так происходило не раз: помню, после прочтения рассказа “Мексиканец” Джека Лондона, в моем сознании запечатлелся образ главного героя, который доказал, что благодаря своей силе воли, желанию и стремлению можно добиться в жизни того, о чем мечтаешь, даже если все говорят тебе, что это невозможно. Думаю, это пример того, как литература воспитывает читателя.

- Как Вы считаете, нужно ли филологам и будущим педагогам проходить отдельный курс детской литературы?

- По своему образованию я экономист, к филологии не имею никакого отношения и даже не знаю, чему обучают на филфаке. По этой причине, не берусь советовать и тем более судить, но хочу привести в пример слова шведской писательницы Астрид Линдгрен: “Борьба за мир во всем мире начинается в детской комнате, с воспитания будущих поколений”. Дети – будущее любой нации, как мы их воспитаем, какие ценности вложим, таким и будет будущее страны. Это обязанность не только педагога, а прежде всего – родителей.

- Можете объяснить, почему некоторые книги остаются в детстве, а некоторые люди проносят с собой через всю жизнь?

- Не знаю почему, но порой в жизни бывает так, что, когда вы переживаете определенную жизненную ситуацию, к вам в качестве подсказки приходит нужная книга. Такие книги помогают вам преодолеть трудности, пережить негативные чувства и состояния. В особенности книги полезны в детстве, когда вам кажется, что мир крутится только вокруг вас и вы всё принимаете на свой счет. А бывает и такое, что человек ассоциирует себя с персонажем, чувствует с ним эмоциональную связь и ему кажется, что действия в книге рассказывают о его собственной жизни. Вот такие книги запоминаются больше всего. 

А какие фильмы Вы любили смотреть в детстве?

- Мое детство пришлось на рубеж значительных перемен в устройстве Казахстана – до первого класса я жила в Советском Союзе, а после первого класса – в независимом государстве Казахстан. В этот период менялся не только наш государственный устой, но и все вокруг. Вместо советских классических фильмов на экраны стали выходить зарубежные фильмы и сериалы. Как впечатлительный ребенок, я смотрела все без разбора – и знойные латиноамериканские сериалы, и японские мультфильмы, и французские подростковые теленовеллы, и американские блокбастеры, и китайские боевые фильмы. Однако из всего разнообразия фильмов, я больше всего любила смотреть мультфильмы. “Черепашки ниндзя”, “Чип и Дейл”, “Утиные истории”, “Скубиду”, работы Хаяо Миядзаке – все эти мультфильмы я ждала с нетерпением и ужасно грустила, когда они заканчивались. Моя мама поражалась, как внимательно и усердно я смотрела анимацию. Став взрослым человеком, я с удовольствием продолжаю смотреть мультфильмы с большого экрана, и хочу осуществить свою заветную мечту – написать сценарий для собственных мультфильмов. В прошлом году я предприняла попытку в этом направлении, написав сценарий для многосерийного мультфильма на основе персонажей моих книг-путеводителей “Наш любимый город Алматы” и “Сердце нашей родины – прекрасная Астана”. Как оказалось, создание мультфильмов – это дорогое удовольствие, поэтому сценарий пока еще ждет своего режиссера и продюсерскую компанию.

- Какие фильмы – неважно, классические или современные – по Вашему мнению, родители могут и должны смотреть вместе с детьми?

- Есть такая общепринятая классификация по законодательству Казахстана, где указано, с какого возраста дети могут смотреть те или иные фильмы. Этой классификации необходимо строго придерживаться, чтобы не навредить психологическому здоровью своего чада. Это то, что ответственные родители должны делать в обязательном порядке. А что касается добровольного просмотра фильмов с детьми, это я тоже считаю очень важным, ведь присутствие родителя в момент просмотра дает ребенку ощущение уверенности, поддержки и заботы. Конечно, не всегда нужно смотреть фильмы и мультипликацию с детьми, нужно давать и свободу, возможность самостоятельно принимать решение и делать выбор. Во всем нужна мера, и каждый родитель сам решает, где эта граница.

Встреча с учениками Назарбаев интеллектуальных школ - А походы в театр? Должно ли это быть в жизни детей?

-  Театр – это магия, это волшебство, которое происходит у тебя на глазах. Магия театра даже лучше, чем магия кино. Здесь вы слышите настоящую музыку, чувствуете живую энергетику актеров и солистов, соприкасаетесь с действом, которое для вас создают сотни людей прямо здесь, прямо сейчас на сцене. Это вообще ни с чем не сравнимое чувство,  и если родители могут подарить своим детям такой опыт, то они обогащают жизнь ребенка, расширяют его кругозор. А еще лучше, когда дети имеют возможность не только лицезреть спектакли и постановки, но и участвовать в них сами, будь то в школе, будь то на профессиональных подмостках. В своей книге-путеводителе “Сердце нашей родины – прекрасная Астана”, я писала о том, какие услуги дети могут получить во всех местах досуга нашей столицы. Так вот, в театре “Астана Опера” и во Дворце школьников есть специализированные кружки, где дети могут проявить свои таланты как в музыке, так и в актерском мастерстве, причем не только на местном уровне, но и за рубежом.

- Что еще, по-Вашему, необходимо для всестороннего развития ребенка – мы поговорили о литературе, кино, театре – может, назовете еще

- Я бы назвала художественное образование (и рисование, и лепку, и создание поделок из дерева, войлока, бумаги), музыкальное образование (игра на музыкальном инструменте очень хорошо развивает мелкую моторику рук, тем самым развивая мозг), а также спорт, который необходим для физического и ментального здоровья. Все это – важные  составляющие всесторонне развитой личности. Попробовав себя во всех направлениях искусства и образования (IT, робототехника, изучение языков, танцы и так далее) можно понять, что больше всего тебе подходит, где есть призвание и талант. С самого детства имея богатый багаж опыта, можно найти себя в жизни, как специалист, и всегда иметь навыки для быстрого и гибкого перепрофилирования, если основная специальность по каким-то причинам не будет приносить доход и радость от жизни.

Фотографии из личного архива Зауре Турехановой

Источник

Прочитано 3125 раз